Сова – птица таинственная. Ей приписывают и необычайную зоркость, и почти полную слепоту. В загадки совиных органов чувств мы и заглянем в этой статье.
Среди массы своих сородичей она выделяется едва ли не более чем кто-либо другой.
Ее огромные глаза завораживают, а бесшумный полет воистину устрашает. С ней связано множество мифов и легенд.
Как совы «смотрят» ушами?
На нашей планете живет около 8 300 видов птиц. Основная их масса ведет дневной образ жизни. В этом нет ничего удивительного, поскольку при дневном свете летать не только безопаснее, но еще и легче. Кроме того, в дневное время отыскать пищу тоже намного проще.
Именно поэтому, зрение у птиц развито чрезвычайно хорошо (глаза и соответствующие им центры мозга). Именно отсюда и берут свое начало легенды о необычайной зоркости орлов и их быстрокрылых сородичей.
Следовательно, основная масса птиц просыпается с восходом солнца и отправляется на покой с его заходом, в чем легко убедится, если послушать утренний лес и ночной. Однако есть среди пернатых и такие оригиналы, которые, напротив – спят в дневное время, предпочитая выполнять все наиболее важные функции ночью.
В темноте они не только летают, но и строят гнезда, выводят птенцов, охотятся, предаются брачным играм, одним словом, делают все то, что другие делают при свете. И, надо сказать, делают это ничуть не хуже.
Наибольший интерес среди таких пернатых полуночников представляют совы, чей образ с огромными, словно прожектора глазами, известен любому, кто имеет о мире птиц хоть какое-то представление.
Сова — типичный ночной хищник.
Сова на охоте
Длиннохвостая неясыть подкарауливает свою добычу с удивительным терпением, нередко в течение многих часов. В течение этого времени она сидит где-нибудь невысоко от земли, застыв словно столб. Глаза птицы сужены и может показаться, что она дремлет, однако она все видит.
Малейший шорох, и неясыть без каких-либо резких движений, легко поворачивает свою голову в направлении источника звука. И хотя ее глаза по-прежнему прикрыты, но зато уши до предела напряжены. Именно они позволяют ночному хищнику определить местонахождение потенциальной жертвы.
Когда слух определит место, откуда доносится соблазнительный шумок, неясыть широко раскрывает свои огромные темные глаза. В этот миг, ее жертву можно считать уже обреченной.
Спустя непродолжительное время, неясыть уже летит к своему гнезду с добычей в лапах, издавая глухое утробное «угу-угу». Эта птица и в самом деле является очень эффективным охотником.
Всего за один сезон, неясыть вылавливает около тысячи полевок, которые истребляют посевы и вредят складам с зерном.
Совы не высматривают своих жертв, они их выслушивают.
Что такое глаза совы?
Ввиду того, что совы обладают действительно огромными глазами, ранее бытовало мнение, что они могут видеть даже в кромешной тьме. Отчасти это действительно так, но только отчасти.
В ночном полумраке совы и вправду видят намного лучше людей и основной массы дневных хищных птиц.
Как показали опыты, у совиного зрения, как и у кошачьего, тоже есть свои пределы, и в полной темноте она совершено ничего увидеть не способна.
Долгое время бытовала и такая гипотеза, согласно которой, глаза совы являются своего рода прибором, способным воспринимать тепловые лучи.
Якобы благодаря этому «тепловизору», сова и видит теплое мышиное тело, которое выделяется на общем холодном фоне земли. Однако после того как были проведены специальные опыты, эта теория разлетелась в пух и прах.
Более того, те же самые опыты показали, что совы не только не способны видеть теплое, инфракрасное излучение, но даже не способны воспринимать красный цвет.
Всегда считалось, что в ночное время совы охотятся только с помощью зрения.
К примеру, когда пойманную сову садили в темную комнату, то она не только не видела помещенную там мышь, но даже не могла «засечь» ее, когда ту освещали красным светом. Однако стоило мыши пошевелится или пискнуть, как сова сразу же бросалась на нее.
Насколько важен слух для совы
Продолжительные научные эксперименты установили, что находясь в абсолютной темноте, какая бывает в долгие осенние ночи, сова выслеживает свою добычу, полагаясь только на слух. При этом точность, с которой она определяет место, в котором находится ее жертва, просто невероятна.
Доктором биологических наук В.Д.Ильичевым, и его коллегами, были проведены лабораторные опыты с совами. К комнате, где на возвышении сидела сова, пол был посыпан опилками.
Под опилками размещались маленькие излучатели звука (динамики).
И как только тот или иной излучатель издавал мышиный писк, сова сразу же бросалась на это место, вцепляясь своими когтями в динамик, словно это была мышь или другая добыча.
Как показывают исследования, благодаря удивительному слуху сова выслеживает свою добычу, а затем нападает, не давая жертве ни шанса.
Находясь в лесу, среди деревьев, совы пользуются так называемым присадным способом охоты, когда она сидит на ветке, и насколько позволяет ее зрение, высматривает своих жертв. Хотя правильнее было бы сказать, что она свою добычу не высматривает, а «выслушивает».
Однако когда сова находится на открытом пространстве, например в поле, где есть мыши, или на лесной опушке, то она не сидит на одном месте, а круг за кругом облетает свои владения.
Во время такого полета она тщательно прислушивается ко всем звукам и как только услышит мышиный писк, то быстро взмахивая крыльями, зависает над источником писка, уточняя его местонахождение.
После этого следует окончательный и точный бросок, который практически всегда заканчивается для грызуна плачевно.
Даже во время полета совы выслушивают любой шорох и движение, чтобы найти добычу.
Как устроены органы слуха у совы
Надо сказать, что острота слуха у многих ночных охотников в целом, и у сов в частности, просто невероятна.
Чем же объясняется столь невероятный слух? Большой вклад в разгадку этого феномена внесла деятельность лаборатории упоминавшегося выше профессора В.Д.Ильичева. В этой лаборатории было установлено, что как строение слухового аппарата сов, так и его работа, обладают целым рядом особенностей.
В первую очередь стоит отметить, что ушное отверстие сов окружает особое оперение, которое образует своеобразный, звукоулавливающий рупор. Благодаря ему, воспринимаемые совой звуки значительно усиливаются. Площадь барабанной перепонки у совы тоже заслуживает внимания, и составляет около 50 кв.мм. Для сравнения, площадь таковой у курицы всего 25 кв.мм.
Помимо этого, барабанная перепонка совы образует так называемый «шатер». Это специфическая выпуклость, благодаря которой площадь перепонки возрастает еще на 15%. При этом, система передачи звука в среднем ухе у сов значительно сложнее, чем у других птиц.
Также у них более длинная улитка, которая включает огромное количество нервных элементов, которые воспринимают звуки.
У сов особое и очень сложное строение слухового аппарата, позволяющее слышать самые тихие шорохи.
В завершение всему, слуховые нервные центры совы, отличаются очень сильным развитием. К примеру, в магноцеллюлярном ядре, которое является одним из наиболее важных нервных центров, у сов насчитывается от шестнадцати до двадцати двух тысяч нейронов, в зависимости от того, к какому виду относится сова. Для сравнения, у голубя таких нейронов всего-то примерно три тысячи.
Стоит отметить, что слуховое восприятие совы имеет четкую пространственную направленность, благодаря чему, сова может с удивительной точностью определять местонахождение источника звука. Такая специфика связана не только с необычайно сложным строением ушей, но и с тем, что между ушами и слуховыми нервными центрами взаимодействие при восприятии звука имеет совершено особый характер.
Здесь уже задействуются глобальные законы, которые являются общими не для одних только птиц, но и вообще для всех животных, включая людей.
Высокоточное строение нервных центров у совы позволяет ей безупречно слышать все вокруг.
Интересно, что когда звук направлен под углом к линии взгляда совы, то к тому уху, которое расположено ближе к источнику звуковых волн, они (волны), приходят несколько раньше, чем к другому уху.
Помимо этого, ко второму, дальнему уху, звук приходит уже менее сильным, чем к ближнему.
Вот именно эти, в общем-то, ничтожные различия и являются основой того физиологического механизма, который позволяет животным определять направление источника звука (так называемый бинауральный эффект).
Если же говорить конкретно о совах, то за счет особого строения нервных центров отвечающих за слух, и собственно ушей, вышеописанный механизм работает тоньше и точнее, чем у прочих видов пернатых.
Кроме того, сова не просто хорошо слышит, но еще и умеет выбирать наиболее интересные для нее звуки. Лучше всего она слышит звуки, частота которых составляет от 3–х до 7-ми тысяч колебаний в секунду.
Даже, если мудрая сова кого-то не увидит или не заметит, она обязательно его услышит.
Исследования показали, что именно в этом частотном диапазоне лежат мышиные писки, а также шорохи, которые издают копошащиеся в траве грызуны. Голоса птенцов и летков совы тоже находятся в этом диапазоне частот. Следовательно, слух совы является неким подобием акустического фильтра, который настроен на восприятие именно тех звуков, которые представляют для совы наибольшую ценность.
Значимые для выживания звуки, оказываются для совы «доминирующими» по сравнению с маловажными, к примеру, с шумом леса или ветра.
Хотя в целом, стоит отметить, что повышенная чувствительность к звукам с высокой биологической ценностью, присуща не одним только совам, но и многим другим живым существам. У одних животных она развита сильнее, у других слабее. И изучение этого свойства имеет большую научную ценность.
В заключение стоит отметить, что изучение развитых слуховых аппаратов животных в целом, и сов в частности, обладает не только большим научным, но и практическим значением.
Понимание принципов, в соответствии с которыми устроены эти системы, в конечном счете, окажет влияние на совершенствование уже существующей электроакустической техники, например наушников, микрофонов, систем обнаружения и прочих приборов.
Источник: https://animalreader.ru/organy-chuvstv-sovy-zagadki-mudroj-ptitsy.html
Млекопитающие (звери). Приспособление, разнообразие, органы чувств (зрение, обоняние, слух, осязание)
Многообразен животный мир на Земле. У одних животных простое строение, у других — более сложное. Примитивно устроенные простейшие очень быстро размножаются. На смену множеству погибших приходят новые.
Животные с более сложным строением приносят меньше потомства. Зато их детёныши лучше выживают. Сама природа поддерживает равновесие в биосфере: число живых организмов на Земле примерно сохраняется.
Среди животных самыми развитыми по строению и поведению считаются звери, или млекопитающие. Они выкармливают своих детёнышей молоком. Отсюда и название — млекопитающие. Мы, люди, тоже относимся к млекопитающим, потому что выкармливаем своих детей молоком.
![]() |
Растительноядные (лошадь, хомяк, заяц, олень) |
![]() |
Хищные (куница, медведь, рысь, волк) |
В биосфере рыбы освоили жизнь в водоёмах, пресмыкающиеся — жизнь на суше, птицы — в воздухе. Звери встречаются повсюду, во всех средах обитания — и на суше, и в океане. Летучие мыши освоили даже воздушную стихию. Правда, соревноваться с птицами днём они не могут и вылетают на охоту в сумерках, когда большинство птиц спит.
Тело зверей покрыто шерстью. Она защищает их от холода. Кроме того, шерсть помогает поддерживать в организме высокую и постоянную температуру тела. Поэтому большинство зверей активны круглый год и встречаются даже в очень холодных районах нашей планеты.
![]() |
Подземные (крот) |
![]() |
Воздушные (летяга, летучая мышь) |
![]() |
Водные (кит, дельфин) |
Некоторые из зверей зимой впадают в спячку, но не из-за того, что им холодно. Просто зимой эти животные не могут найти себе пищу.
Ещё одна особенность позволила зверям жить в разных условиях и питаться разнообразной пищей. Это разделение зубов по назначению.
Одни зубы хватают, откусывают, убивают добычу, другие пережёвывают её. По строению зубов млекопитающего можно узнать, как это животное питается.
Одни звери питаются растениями, другие — насекомыми, третьи — добывают и поедают добычу хищным способом.
![]() |
Зубы грызуна и зубы хищника |
Чтобы ориентироваться в условиях среды обитания, звери используют свои органы чувств. Например, видеть им помогает зрение, хотя и не такое зоркое, как у птиц. Прекрасно развито у зверей обоняние. Звери часто принюхиваются. По запаху собака может определять происходящие события лучше, чем с помощью зрения. А кошки видят отлично.
Важную роль в жизни млекопитающих играет звук. Животные улавливают его с помощью органа слуха. Их уши, как локаторы, могут воспринимать самые тихие звуки.
С помощью чувствительных волосков на теле звери могут ориентироваться даже в темноте. Этот орган чувств называется осязание. Посмотри на морду кошки: вокруг рта расположены длинные волоски — усы, которые помогают ей осязать окружающие предметы. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Усложнение органов чувств было бы невозможно без развития сложного мозга. Он управляет работой всего организма и поведением животного. Звери легко обучаются. Недаром в цирке из всех животных чаще всего встречаются дрессированные звери.
![]() |
Обитатели полярных льдов (песец, белый медведь, нерпа) |
![]() |
Обитатели жарких районов (жираф, тигр, слон, антилопа, лев, гепард) |
На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:
Источник: http://WorldOfSchool.ru/prirodovedenie/stati/organizmy/zhivotnye/mlekopitayushhie-zveri-.-prisposoblenie-raznoobrazie-organy-chuvstv-zrenie-obonyanie-sluh-osyazanie
Органы чувств рыб, строение и их функции
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем каждое по отдельности.
Орган зрения
Зрение – один из основных органов чувств у рыб. Глаз состоит из округлой формы хрусталика, имеющего твердую структуру. Находится вблизи роговицы и позволяет видеть на расстояние до 5м в состоянии покоя, максимальное зрение достигает 10-14м.
Строение глаза рыбы
Хрусталик улавливает множество световых лучей, позволяя видеть в нескольких направлениях. Часто глаз имеет возвышенное положение, таким образом, в него попадают прямые лучи света, косые, а также сверху, снизу, с боков. Это значительно расширяет поле зрения рыб: в вертикальной плоскости до 150°, а в горизонтальной – до 170°.
Зрение монокулярное – правый и левый глаз получает отдельное изображение. Глаз состоит из трех оболочек: склера (ограждает от механических повреждений), сосудистой (поставляет питательные вещества), и ретинальной (обеспечивает световосприятие и цветоощущение за счет системы палочек и колбочек).
Орган слуха
Слуховой аппарат (внутреннее ухо или лабиринт) расположен в задней части черепной коробки, включает два отделения: верхний овальный и круглый нижний мешочки.
В овальном мешочке расположены три полукружных канала – это орган равновесия, внутри лабиринта течет эндолимфа, с помощью выводного протока соединяется у хрящевых рыб с окружающей средой, у костных — заканчивается слепо.
Орган слуха у рыб совмещен с органом равновесия
Внутреннее ухо делится на три камеры, в каждой находится отолит (часть вестибулярного аппарата, который реагирует на механическое раздражение). Внутри уха заканчивается слуховой нерв, образуя волосковые клетки (рецепторы), при изменении положения тела раздражаются эндолимфой полукружных каналов и помогают сохранять равновесие.
Восприятие звуков осуществляется за счет нижней части лабиринта – круглого мешочка. Рыбы способны улавливать звуки в диапазоне 5Гц – 15кГц. К слуховому аппарату относятся боковая линия (позволяет услышать низкочастотные звуки) и плавательный пузырь (выступает как резонатор, соединён с внутренним ухом посредством Веберового аппарата, состоящего из 4 косточек).
Рыбы близорукие животные, передвигаются часто в мутной воде, с плохим освещением, некоторые особи обитают в морских глубинах, куда свет не достает вовсе. Какие же органы чувств и как позволяют ориентироваться в воде при таких условиях?
Боковая линия
Прежде всего – это боковая линия – основной орган чувств у рыб. Представляет собой канал, который идет под кожей вдоль всего тела, в области головы разветвляется, образуя сложную сеть. Имеет отверстия, через которые связывается с окружающей средой. Внутри расположены чувствительные почки (рецепторные клетки), которые воспринимают малейшие изменения вокруг.
Так они могут определять направление течения, ориентироваться на местности ночью, ощущать движение других рыб, как в стае, так и приближающихся к ним хищников. Боковая линия оснащена механорецепторами, они помогают водным жителям уворачиваться от подводных камней, инородных предметов, даже при плохой видимости.
Боковая линия может быть полной (располагается от головы до хвостовой части), неполной, а может быть вовсе заменена на другие развитые нервные окончания. При травмировании боковой линии рыба уже не сможет долго существовать, что свидетельствует о важности данного органа.
Боковая линия рыб — главный орган ориентации
Электрорецепция
Электрорецепция – орган чувств хрящевых рыб и некоторых костистых (электрический сом). Акулы и скаты ощущают электрические поля с помощью ампул Лоренцини – небольшие капсулы заполненные слизистым содержимым и выстланы специфическими чувствительными клетками, находятся в области головы и сообщаются с поверхностью кожи при помощи тонкой трубки.
Очень восприимчивы и способны ощущать слабые электрические поля (реакция возникает при напряжении в 0,001 мКв/м).
Так электрочувствительные рыбы могут выследить жертву, скрытую в песке, благодаря электрическим полям, которые создаются при сокращении мышечных волокон во время дыхания.
Боковая линия и электрочувствительность – это органы чувств характерны только для рыб!
Орган обоняния
Обоняние осуществляется при помощи ресничек, расположенных на поверхности специальных мешочков. Когда рыба чует запах, мешочки начинают двигаться: сужаться и расширятся, улавливая пахучие вещества. Нос включает 4 ноздри, высланные множеством чувствительных клеток.
Своим нюхом легко находят пищу, сородичей, партнера на период нереста. Некоторые особи способны подавать сигналы об опасности выделяя вещества, к которым чувствительны другие рыбы. Считают, что обоняние для водных жителей важнее зрения.
Органы чувств у рыб
Органы вкуса
Вкусовые рецепторы рыб сосредоточены в ротовой полости (ротовые почки), и ротоглотке. У отдельных видов (сом, налим) встречаются в области губ и усов, у сазанов — по всему телу.
Рыбы способны распознавать, как и человек, все вкусовые характеристики: соленое, сладкое, кислое, горькое. С помощью чувствительных рецепторов рыба может отыскать необходимую пищу.
Осязание
Рецепторы осязания расположены у хрящевых рыб на участках тела не покрытых чешуей (брюшная область у скатов). У костистых чувствительные клетки разбросаны по всему телу, основная масса сосредоточена на плавниках, губах — дают возможность ощущать прикосновения.
Особенности органов чувств у костистых и хрящевых
Косные рыбы имеют плавательный пузырь, который воспринимает более широкий диапазон звуков, у хрящевых он отсутствует, также у них идет не полное разделение внутреннего уха на овальный и круглый мешочки.
Цветное зрение свойственно костистым, поскольку в их сетчатке находятся и палочки, и колбочки. Зрительный орган чувств хрящевых включает лишь палочки, которые не способны различать цвета.
У акул очень острый нюх, намного больше развита передняя часть мозга (обеспечивает обоняние), чем у других представителей.
Электрические органы – особые органы хрящевых рыб (скатов). Используются для защиты, нападения на жертву, при этом генерируются разряды мощностью до 600В. Могут выступать в качестве органа чувств – образуя электрическое поле, скаты улавливают изменения при попадании в него посторонних тел.
Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (7
Источник: https://animals-world.ru/organy-chuvstv-ryb/
Органы чувств у птиц: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние
Взаимоотношение организма с внешней средой происходит при непосредственном участии органов чувств. У птиц, как и у большинства высших животных, органов чувств пять: это органы зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
- 1 Орган зрения
- 2 Слух у птиц
- 3 Орган осязания
- 4 Орган вкуса
- 5 Обоняние
Орган зрения
Орган зрения — глаз, или глазное яблоко, имеет сложное строение. Передняя часть глаза покрыта прозрачной оболочкой — роговицей. За роговицей расположена передняя камера глаза, заполненная водянистой влагой.
Через прозрачную роговицу можно видеть цветную радужную, оболочку, которая придает цвет глазу. В центре радужной оболочки находится зрачок, который способен расширяться и сужаться.
Луч света проходит через зрачок, на своем пути встречает хрусталик, где лучи собираются и преломляются.
Хрусталик по форме похож на чечевицу, плотный и совершенно прозрачный. Далее луч света воспринимается сетчатой оболочкой, которая лежит на внутренней поверхности глаза. К сетчатой оболочке подходит зрительный нерв в виде толстого белого шнура; по этому нерву и передается зрительное восприятие.
Между хрусталиком и сетчатой оболочкой расположено стекловидное тело, которое представляет студенистую прозрачную массу.
Снаружи глаз прикрыт веками — верхним, нижним и третьим; третье веко у птиц представляет очень подвижную прозрачную пленку, способную закрыть всю переднюю часть глаза.
В наружном углу находится слезная железа, которая выделяет слезы, омывающие глаз от пыли. Внутренняя сторона век покрыта слизистой оболочкой, которая называется конъюнктивой.
Слух у птиц
Органом слуха является ухо. Ухо птиц состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Ушной раковины у птиц нет, широкий слуховой проход прикрыт снаружи венчиком из маленьких перьев, а иногда еще и маленькой кожной складкой.
Звук в виде звуковых волн поступает в наружное ухо и ударяется в барабанную перепонку среднего уха. Барабанная перепонка передает звук через особую косточку, лежащую в среднем ухе, внутреннему уху, которое имеет сложное строение. Далее через слуховые нервы раздражение передается в мозг.
С ухом соединен орган равновесия, который позволяет определять положение тела в пространстве. Он состоит из полукружных каналов. Внутри каналы наполнены лимфой. При передвижении тела лимфа в каналах перемещается и раздражает клеточки, которые по нервам передают раздражение в мозг. Слух у птиц развит хорошо.
Орган осязания
Органы осязания расположены у птиц по всей коже в виде особых осязательных клеток. Такие клетки имеются на конце клюва, на языке и на твердом нёбе.
Орган вкуса
Органы вкуса у птиц (группы клеток) в виде особых вкусовых почек находятся на языке и на задней части нёба. Эти вкусовые почки воспринимают вкусовые раздражения и передают их в мозг.
Обоняние
Орган обоняния находится в носовой полости, где расположены чувствительные клетки. У птиц обоняние, вкус и осязание развиты слабо.
Органы чувств у птиц, какие органы чувств наиболее развиты? Ссылка на основную публикацию
Источник: https://proptits.ru/?p=38
Осязание обоняние слух и зрение у животных
У всех животных есть органы осязания. Хищникам они помогают растительноядным — спасаться от врагов. Основной орган осязания — кожа. Находящиеся в ней нервные окончания и реагируют на внешние раздражители.
Еноты, любители пищевых отбросов, — отличные рыболовы. В этом им помогает прекрасно развитое осязание. Особенно чувствительна у енотов кожа вокруг носа и на передних лапах. С помощью осязания еноты успешно ловят мелких рыб и прочую водную живность.
Очень важное чувство
Все животные — от гидры до медведя — чувствительны к прикосновениям. Иногда прикосновение означает угрозу, иногда — знак внимания. В первом случае актинии и другие животные, прикрепленные к субстрату, сжимаются или выделяют ядовитые вещества, а свободноживущие — убегают или атакуют врага.
Многие животные пользуются осязанием при поисках пищи. Так, жесткие щетинки на носу помогают ламантину находить на ощупь растительный корм даже в мутной воде, где разглядеть что-либо попросту невозможно.
Осязание свойственно всем животным. У позвоночных его обеспечивают находящиеся в коже нервные окончания. Осязательные трихоидные (волосковидные) сенсиллы членистоногих (насекомых, ракообразных, паукообразных и многоножек) функционируют сходным образом: к их основаниям тоже подходят нервные окончания.
Особые органы осязания
У рыб имеется особый орган чувств — боковая линия. Ее рецепторы расположены в коже и тянутся узкими полосками по бокам тела. Боковая линия позволяет рыбам улавливать потоки и вибрации воды, а значит, обходить препятствия и чуять приближение врага.
У наземных позвоночных животных к прикосновениям чувствительна вся кожа, но у многих имеются и дополнительные органы осязания, обладающие повышенной чувствительностью.
У змей и некоторых ящериц они расположены на языке, у приматов — на губах и пальцах рук.
У большинства млекопитающих органами осязания являются жесткие длинные волосы на морде — вибриссы, или усы, воспринимающие даже самые легкие прикосновения. Лучше всего вибриссы развиты у зверей, ведущих ночной образ жизни, например у кошачьих: они помогают им ориентироваться и охотиться в темноте, особенно в густых зарослях растительности.
Длинные чувствительные усы имеют и норные животные. Когда слепой крот ползет по своим темным подземным туннелям, густые, торчащие вперед вибриссы помогают ему нащупывать дорогу и добычу. Активно пользуются вибриссами и водные животные — моржи, тюлени, выдры, бобры и др.: они заменяют им зрение при поиске и ловле добычи в мутной воде.
Еще одна функция ушей
Уши позвоночных — органы не только слуха, но и равновесия. Во внутреннем ухе у них имеются заполненные жидкостью полукружные каналы и два мешочка — овальный и круглый — с известковыми частицами (отолитами).
При повороте тела или головы, а также ускорении или замедлении движения жидкость и плавающие в ней частицы сгибают чувствительные волоски на стенках всех этих полостей.
Волоски постоянно посылают в мозг информацию о положении тела и головы в пространстве, а мозг решает, что нужно делать, чтобы удержать равновесие.
Развитые органы чувств кошки помогают ей, как и предкам, выживать охотясь на жертв. Благодаря обонянию животные различают не только пищу, но и способны понять на расстоянии врага либо друга. Тем не менее у кошки присутствуют малоразвитые чувства. Меньше всего кошачьи ощущают вкусовые различия, а еду они различают больше по органам нюха.
Органы осязания
У животных рода кошачьих тактильные органы расположены по телу. Особо чувствительными рецепторами считаются усы и подушечки на конечностях кошек, где находится большинство нервных окончаний. Осязание у кошек подает сигнал головному мозгу о чувствах натиска, болевых ощущений, температурных показателях.
Самыми восприимчивыми областями являются передние лапки и морда животного. Но самые значительные рецепторы — усы. Жесткие волоски по всему телу называют вибриссами. Их корни расположены, в отличие от шерсти, в глубоких слоях кожного покрова. Они информируют животное о самых незначительных перемещениях воздуха.
Органы осязания являются основным фактором того, что кошки замечательные охотники в темное время суток.
Слух животных рода кошачьих
Чтобы кот мог улавливать высокочастотные звуки адаптирован их слуховой аппарат. В соотношении к области головы уши достаточно велики.
Органы быстро двигаются в разные стороны, благодаря этому животное без проблем улавливает сторону и источник. Ушные раковины имеют особую форму, что позволяет даже самым отдаленным звукам попадать в канал.
А также кошки способны различать звуки, отличающиеся на полтона. С помощью этого чувства хищник определяет вид и габариты жертвы.
Особенности зрения
Хвостатые питомцы хорошо видят ночью. Они способны различать предметы при плохом освещении, но не видят в кромешной тьме. Сетчатка глаз кошки имеет 2 вида клеток. Первые способны воспринимать горизонтальные элементы, вторые — вертикально стоящие предметы.
Кошачьи глаза функционируют, обнаруживая перемещение. И различают особо скорые движения объектов, но менее воспринимают медленно передвигающиеся фигуры. Благодаря способности расширения зрачка кошки видят в темных местах.
Мигательная перепонка, которую еще называют третьим веком, очищает и дополнительно защищает зрительные органы животного.
Значение обоняния у котов
Коты доверяют нюху. Прежде чем есть, они обязательно нюхают пищу. Они предпочитают оставлять метки своего запаха на территории. Благодаря обонянию животные способны находить питание, а также отличать врагов от друзей.
Вомероназальные органы анализируют молекулы воздушного пространства. С помощью периферического отдела обонятельной системы кошки и некоторые другие животные могут предсказывать землетрясения.
Органами Якобсона осуществляется розыск питания, половая охота, а также воспринимаются феромоны.
Ориентация в пространстве
Научными исследованиями с участием ученых биологов и профессоров ветеринарии доказано, что кошки могут ориентироваться с помощью магнитного поля Земли. А также в пространственном ориентировании им помогают особо развитые органы и чувства. Среди них такие, как:
- чуткий слух;
- острое зрение;
- хорошее обоняние.
Источник: https://notimpotent.com/osyazanie-obonyanie-slux-i-zrenie-u-zhivotnyx/
Конспект урока окружающего мира «Органы чувств. Осязание. Обоняние. Вкус.»
- Конспект урока
- Предмет: Окружающий мир
- Класс: 2 «А»
Тема: «Органы чувств. Осязание. Обоняние. Вкус.»
- Тип урока: урок открытия новых знаний
- Создать условия для реализации целей:
- Предметные:
- — иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;
- — узнать роль и специфику разных органов чувств;
- — познакомиться с правилами защиты органов чувств;
- Метапредметные:
- — формировать умение определять цель учебной деятельности;
- — формировать умение планировать свои действия на отдельных этапах урока;
- — развивать умение строить диалог, формулировать вопросы к собеседнику;
- — развивать умение строить рассуждение и доказательство своей точки зрения;
- Личностные:
-
воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир»;
-
воспитывать осознание необходимости беречь свое здоровье;
-
развивать умение слушать и слышать своих одноклассников;
-
развивать коммуникативные качества.
Методы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, показ.
Средства обучения: для учителя: учебник «Окружающий мир 2 класс, 1 часть» (автор – Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., УМК «Дидактическая система Занкова» ), компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал;
для учащихся: учебник, карандаш, ручка, карточка.
Ход урока.
Этап
- урока
- Деятельность учителя
- Деятельность учащихся
- Осуществляемые действия
- Познавательная
- Регулятивная
- Коммуникативная
- Осуществляемые
- действия
- Формируемые умения
- I. Мобилизующий
- (1 минута)
- Приветствие
-Здравствуйте, дети! Меня зовут Валентина Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Эмоциональный настрой
-Дети, вам тепло? (Да!)
-В классе светло? (Да!)
-Прозвенел уже звонок? (Да!)
— Хотите учиться? (Да!)
-Значит можно всем садиться!
Проверка готовности к уроку
-Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столе должны лежать учебник окружающего мира, ручка.
- Формирование собственных ожиданий
- Проверяют готовность к уроку
- Умение организовывать свое рабочее место
- II. Феноминутка
- (5 минут)
- -Какое время года сейчас на дворе?
- -Какой месяц?
- В народе сентябрь называют «листопад», «хмурень».
- -Как вы это понимаете?
- -Так же его называли «вересень» от названия растения вереска, которое цветет в летне-осенний период.
-Какие народные приметы, пословицы, поговорки вы знаете? Объясните.
(В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая. Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень. Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. )
— Я предлагаю вам некоторые пословицы. А вы мне объясните, как вы их понимаете.
- (Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
- Сентябрь- пора золотой осени. )
- -Какая погода сейчас на дворе?
- -Какие изменения в жизни растений вы наблюдали?
- -А в жизни животных?
- -Как нужно одеваться в такую погоду?
- -Что нужно есть и что еще предпринимать, чтобы не заболеть?
- Осень
- Сентябрь
- Солнце греет уже меньше, погода хмурится, листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.
- Сентябрь первый месяц после лета и первый месяц осени.
- В сентябре листья желтеют.
Исчезновение насекомых, питающихся пыльцой и нектаром.В ил прудов зарываются лягушки, в тёмных норах под корявыми пнями впадают в спячку ящерицы и змеи. Одни из них, как белки, суслики, хомяки, устраивают целые кладовые с огромными запасами пищи, другие впадают в зимнюю спячку.
- Нужно есть фрукты, овощи, витамины.
- Умение отвечать на поставленный вопрос, строить диалог с учителем
- Умение высказывать собственное предположение, точно формулировать мысли
- Умение слушать и слышать, воспринимать информацию
- Умение высказывать собственное предположение, точно формулировать мысли
- Умение анализировать поставленную задачу, устанавливать связь с жизнью
II. Подведение к теме урока.
- 1. Нам без них нельзя никак
- Слышать ход часов: «Тик-так!»,
- Соловья в саду весеннем,
- На лугу шмеля гуденье,
- Звонкую в лесу кукушку,
- Новогоднюю хлопушку,
- И, помимо звуков прочих,
- Мамино: «Спокойной ночи!»
- 2.На ночь два оконца
- Сами закрываются,
- А с восходом солнца
- Сами открываются.
- 3.Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем,
- Потому что это…
- 4.Меж двух озер стоит утес,
- В нем две пещеры – это…
- 5.Первым пробовать привык
- Угощенья все …
-Посмотрите, какое ключевое слово у нас получилось?
— Вы правы. Молодцы. С некоторыми из них вы уже знакомы.
- Ухо
- Глаза
- Кожа
- Нос
- Язык
- Органы
- Умение действовать в соответствии с поставленной задачей, применять полученные знания на практике
- Умение отвечать на вопросы учителя.
- Умение анализировать результат своей работы.
- III. Постановка темы и целей урока
- (2 минуты)
- Определение темы урока
-Но с некоторыми органами вы ещё не знакомы. Я думаю, вы уже догадались, какой будет тема сегодняшнего урока!?
Постановка учебных задач
-Какие учебные задачи вы перед собой поставите?
«Органы чувств. Осязание. Обоняние. Вкус»
- Узнать, для чего служат данные органы чувств;
- как следить за органами чувств.
- Умение определять тему, планировать собственную деятельность
- IV. Открытие новых знаний
- (22 минут)
- -А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Апельсин)
-Что это?- Как узнали?
-Молодцы, ребята. Верно!
- -А сейчас, самостоятельно прочитайте первый абзац на странице 29- 30 и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.
- — Что же такое обоняние?
- — Как вы думаете, почему обоняние было хорошо развито у древнего человека?
- -Чем отличаются искусственные и естественные запахи?
— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?
-А кто такие парфюмеры нам расскажет…
Выступление ученика:
Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер.
Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций.
Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.
— Давайте немного поиграем. К доске выйдут четыре человека. По очереди вы будете закрывать глаза, а я буду давать вам попробовать определённый продукт. Ваша задача- угадать, что я дала вам попробовать.
— Что нам помогло определить вкус данных продуктов?
— Правильно, ребята. Информацию о вкусе доставляет нам язык. Он покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
— Удивительно, что каждый участок языка лучше всего чувствует один какой- то вкус: его кончик воспринимает сладкое, боковые части кончика языка- солёное, дальние боковые части- кислое, а задняя часть- горькое.
— А сейчас, два человека выйдут к доске и закроют глаза и оденут рукавичку. Я дам вам в руки предмет, а вы должны будете определить что это такое!
-Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?
-А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет.
-Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?
-Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет.
-На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания.
-Осязание — это способность человека чувствовать прикосновения.
Физминутка
Выполняется стоя. Учитель называет чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние и одновременно дотрагивается до какого-либо органа чувств. Задача учителя – запутать детей. Говоря, например, «вкус», он может дотронуться до носа. Задача детей – правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое называет учитель. Скорость выполнения заданий увеличивается.
«Шестое чувство»
Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?
Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?
Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.
При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.
Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.
Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.
Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция.
- Апельсин, мы учуяли запах с помощью носа.
- Обоняние — это восприятие разных запахов.
- Древний человек по нюху находил пищу, выделял чужих и своих, ориентировался на местности.
- Естественные запахи- это запахи, которыми обладают природные объекты, а искусственные запахи- созданные человеком.
- Есть, они называются парфюмеры.
- Слушают.
- Язык.
- Слушают.
- Дети описывают предмет, но не могут точно определить что это.
- Дети отгадывают предмет .
- При помощи рук.
- При помощи кожи, на руке есть кожа.
- Выполняют физминутку.
- Слушают учителя.
- Умение грамотно высказывать собственные мысли в устной форме.
- Умение целенаправленно слушать, сосредотачивать внимание на поставленной задаче
- Умение слушать и слышать учителя и одноклассников.
- Умение взаимодействовать с учителем в процессе учебного процесса.
- Умение грамотно оформлять свои мысли в устной форме, доказывать свою точку зрения.
- Умение анализировать предлагаемое задание, выполнять его.
- Умение слушать и слышать учителя, выделять важную информацию.
V. Первичное закрепление.
-Ребята, а как вы думаете, наши органы чувств нуждаются в уходе?
— Я предлагаю вам выполнить интересное задание, которое вы будете выполнять по рядам. Вам нужно будет написать правила ухода за органами чувств. Первый ряд напишет правила ухода за носом, второй — за языком, третий — за кожей. Затем мы все вместе проверим выполнение задания.
- Проверка задания.
- Выполняют задание.
- Умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.
- VI. Рефлексия
- (5 минут)
- -Давайте подведем итог урока.
- -Что нового вы узнали на уроке?
- — Сколько органов чувств у человека?
- -Чему научились?
- -Как мы можем беречь органы чувств?
- -За работу на уроке я хотела бы хотела оценить детей… за хорошую работу на уроке.
- У человека пять органов чувств.
- Соблюдать правила.
- Умение выстраивать свою речь, формулировать собственные мысли, анализировать свою работу на уроке.
- Умение адекватно воспринимать оценку учителя
- VII. Домашнее задание
- (1 минута)
- -Запишите домашнее задание:
- Записывают Д/з
- Умение осуществлять самоконтроль.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-okruzhayuschego-mira-organi-chuvstv-osyazanie-obonyanie-vkus-3248566.html